Версия сайта для слабовидящих

Ребенок в мире музыки

Музыка…. Великое, неувядаемое искусство. Она сопровождает нас с рождения и до конца дней. Но главной задачей является не только слышать музыку, а научить детей ориентироваться в мире музыкальных знаний.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мама, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может уже формирует его вкусы и предпочтения. В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Ведь еще не умея говорить, мыслить, руководить своими чувствами, ребенок, засыпая, слышит нежный голос матери, который затем ни с каким другим не перепутает. В звуках окружающего мира, он затем ищет соответствия этим незабываемым ноткам: в весенней капели, в птичьих трелях, в инструментальных аккордах и в том, что мы, собственно и называем музыкой.

Поступая в детский сад, дети знакомятся с музыкой на занятиях, постепенно приобщаясь к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство (пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), т.е. получая общие сведения о музыке как виде искусства.

В еще не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые разнообразные впечатления. Все народные праздники, обряды, сопровождались пением, танцами, звучанием народных инструментов. В обеспеченных семьях дети могли часто слышать музыку в исполнении членов семьи, коллективное домашнее музицирование было широко распространено.

В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио, телевидения, может быть и благодаря этому, ребенок получал эстетически ценные музыкальные впечатления.

Крупный ученый – музыковед, композитор Б. Асафьев отмечал, что в музыке, созданной в разные времена, отражались разные музыкальные интонации, «интонационный словарь эпохи».

В наше время, дети в семье слышат, как правило, развлекательную музыку (современную). Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее. А значит, отношение родителей к музыке передается и ребенку. Равнодушие взрослых к «серьезной» музыке препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор.

Крупнейший физиолог В. Бехтерев на основании опытов сделал вывод, что ребенок задолго до развития речи (буквально с первых дней жизни) реагирует на звуки музыки, которая вызывает у него положительные эмоции: «Малолетние дети живо реагируют на музыкальные произведения, из которых одни вызывают у них плач и раздражение, другие – радостную эмоцию и успокоение».

Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф.И.Шуберта и других композиторов - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями.

На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Подготовила музыкальный руководитель Стеценко Т.Г.

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта