Версия сайта для слабовидящих

Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ

Забота о здоровье детей-важнейшая задача всего общества.

Музыкальное развитие в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыкальные способности занимают важное место в структуре интеллекта и общих черт личности. В НОД по музыкальному воспитанию необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает и задачи сохранения укрепления здоровья детей.

В нашем детском саду в НОД по музыкальному воспитанию используются следующие виды оздоровления:

  • дыхательная гимнастика;
  • фонопедические упражнения;
  • артикуляционная гимнастика;
  • логоритмика;
  • речь с движением или игры со словом;
  • психогимнастика.

Дыхательная гимнастика:

Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, помогает выработать силу и правильное распределение выдоха.

В начале обучения главная задача – научиться правильно дышать. Этому разделу я отводила особое внимание, продвигаясь вперед, периодически возвращаясь к нему, повторяя дыхательные упражнения, в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. На занятиях должен применяться комплекс упражнений для постановки дыхания:

Дыхательная гимнастика, способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служит охране его от заболеваний.

Примеры дыхательной гимнастики:

  • «пушинки» – легкий выдох, будто сдуваем пушинку;
  • «муха» или «пчела» – резкий выдох.
  • «маленький хомячок» – надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух;
  • «тпрунюшки» – с силой выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей.

Фонопедические упражнения:

Выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Сотни учителей музыки и хормейстеров в России и за рубежом используют фонопедический метод развития голоса. Десятки тысяч детей, подростков и взрослых ежедневно поют необычные, кому-то забавные, а для кого-то странные упражнения Системы В. Емельянова. Этими упражнениями можно развить здоровый, сильный и выразительный голос. Система взглядов, метод и школа, созданные В. В. Емельяновым, работают на всех уровнях — от детского сада до консерваторий и оперных театров. В своей работе с детьми я также использовали фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые игры. На первых порах для детей это забава, но позднее – более серьезная работа. Эти упражнения не только развивают певческий голос (укрепляют горло, снимают зажатость голосового аппарата), но и способствуют его охране, укрепляют здоровье ребенка.

Примеры артикуляционной гимнастики:

· работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);

· с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

· Высовывание языка до отказа с последовательным прикусыванием языка от кончика до все более далеко отстоящей поверхности.

· Покусывание языка боковыми зубами;

· Покусывание внутренней поверхности щек;

· Круговые движения языком между зубами и щеками;

· Цоконье и пощелкивание языком и мн.др.

"Зевота". Зевоту легко вызвать искусственно. Вот и вызовите несколько раз подряд в качестве гимнастики для горла. Зевайте с закрытым ртом, как бы скрывая зевоту от окружающих.

"Трубочка". Вытяните губы трубочкой. Повращайте ими по часовой стрелке и против часовой стрелки, потянитесь губами до носа, потом - до подбородка. Повторить 6-8 раз.

"Смех". Во время смеха положите ладонь на горло, прочувствуйте, как напряжены мышцы. Подобное напряжение можно ощутить при выполнении всех предыдущих упражнений. Смех можно вызвать и искусственно, ведь с точки зрения работы мышц не имеет значения, смеётесь вы по-настоящему или просто произносите "ха-ха-ха". Искусственный смех быстро пробудит приподнятое настроение.

Упражнение

«Жаба Квака»

Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала. - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала. - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

Логоритмика:

Логоритмика содержит коррекционные игры на развитие движений, формирование певческих навыков;

Игры на развитие понимание речи; Игры на развитие артикулятивной речи. Игры на развитие слухового восприятия, внимания, памяти;

Координации движений, и ориентировки в пространстве; игры на Развитие эмоций.

Работая в содружестве с логопедом, регулярно интересуюсь качеством звукопроизношения детей. В логоритмической деятельности опираюсь на стадию автоматизации звуков, детей занимающихся с логопедом. В средней, старшей, подготовительной группе я продолжаю включать логоритмические упражнения (как часть занятия) в музыкально-ритмическую, вокально-хоровую деятельность.

1. Ветерок.

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.

Дети потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-у, у-у-у.

Хлопают над головой руками.

Поднимает пыль столбом-

Бом-бом-бом, бом-бом бом.

Топают ногами.

Дует он везде, кругом-

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.

Переступают, повернувшись вокруг себя.

Может вызвать бурю он-

Страх-страх, страх-страх.

Руки в стороны, делают вращательные движения.

Не удержится и слон-

Ах-ах, ах-ах.

Покачивают головой.

2. Заботливое солнышко.

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

Скрещивают руки вверху.

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

Плавно покачивают руки вверху.

Летом нежно согревает

Щечки, щечки, щечки.

Потирают щеки.

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.

Постукивают пальцем по носу.

Золотят веснушки деток.

Очень нравится им это!


Речь с движением или игры со словом:

· стимулирует развитие речи;

· развивает пространственное мышление;

· развивает внимание, воображение;

· воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Игра-упражнение «У мишки дом большой»

Цель: развитие подражательных движений

У мишки дом большой, – дети поднимаются на носки, руки тянут

вверх.

У зайки домик маленький. – дети присаживаются на корточки, руки

опускают к полу.

Мишка наш пошёл домой, – шагают как мишки, переваливаясь.

А за ним и заинька. – прыгают на двух ногах - «зайчики».

Психогимнастика:

· снятие эмоционального напряжения

· обучению умения изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения;

· коррекция настроения и отдельных черт характера

· обучение ауто-релаксации.

Координационно-подвижная игра приветствие. Муз. И. Пикулевой «Привет!».

Цель: Развитие доброжелательного отношения друг к другу.

Обучение музыкально-ритмическим движениям по показу, развитие координации движений, чувства ритма.

Мы встали в круг (три хлопка)

С тобою друг (три притопа)

Давай играть (три хлопка)

И танцевать (изображают танцевальные движения, три притопа)

Ты повернись (поворачиваются к товарищу делают три хлопка)

И улыбнись (улыбаются, делают три притопа)

А я в ответ (три хлопка)

Скажу «Привет!» (дети поворачиваются друг к другу и машут рукой)..

Результаты музыкально-оздоровительной работы:

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;

  • повышение уровня речевого развития;

  • снижение уровня заболеваемости;

  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

Музыкальный руководитель МБДОУ д/с «Малышок» Ковтун И.В.

© Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Карта сайта
Разработка и поддержка сайта